Касательно изменений в системе обязательного социального страхования: Восточно-Казахстанская область, 18 Апреля 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Касательно изменений в системе обязательного социального страхования

Касательно изменений в системе обязательного социального страхования

Касательно изменений в системе обязательного социального страхования

Система обязательного социального страхования (система) в Казахстане является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения.

Система основана на принципе ограниченной солидарности - уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) производится за работающее население. При этом получателями социальных выплат являются лица, за которых поступили социальные отчисления в ГФСС и у которых наступил случай социального риска.

Согласно законодательству, система охватывает следующие социальные риски:

- утрату трудоспособности;- потерю кормильца;- потерю работы;- беременность и роды, усыновление (удочерение) новорожденного ребенка (детей);- уход за ребенком по достижении возраста полутора лет.

Важно понимать, что социальные выплаты не являются заработком работника, это форма социальной поддержки в период наступления социального риска.

Таким образом, социальные выплаты предназначены для решения социальных вопросов, исключая возможность обогащения отдельных недобросовестных лиц за счет системы.

В настоящее время по республике система охватывает более 6,8 млн. человек, по итогам 2024 года социальные выплаты получили порядка 1,4 млн. чел. на сумму 958 млрд. тенге.

В структуре выплат основная доля приходится на выплаты, связанные с материнством и детством. Ежегодно на эти цели расходуется более 82% от общего объема выплат из Фонда.

При этом, предусмотрены две долгосрочные социально-значимые выплаты - по случаю утраты трудоспособности и потери кормильца. Помимо долгосрочных выплат существует поддержка при потере работы.

Напомним, что ранее проверочными мероприятиями ГФСС были установлены факты «фиктивных» трудовых отношений, когда субъекты предпринимательства не подтвердили трудовые отношения с обратившимися за назначением социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами.

Во многом, причинами подобных фактов явилась распространенная практика искусственного завышения дохода отдельными беременными женщинами перед наступлением социального риска по беременности и родам (перед датой выдачи листа временной нетрудоспособности по беременности и родам) посредством уплаты социальных отчислений от нескольких плательщиков за одни и те же периоды, при отсутствии фактических трудовых отношений.

Принятые изменения предусматривают:

- ограничение среднемесячного дохода до 7 МЗП при расчете размера социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами вне зависимости от количества работодателей;

- исключение из расчета социальных выплат по случаям потери дохода в связи с беременностью и родами, ухода за ребенком социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков.

Реализация данных изменений призвана уменьшить возможность искусственного завышения застрахованного заработка и обеспечения социальной справедливости.

Дополнительно сообщаем, что для женщин, чей реальный среднемесячный доход превышает установленный лимит, предусмотрена возможность получения дополнительных выплат. Согласно Трудовому кодексу РК, работодатель может оплачивать отпуск по беременности и родам с сохранением средней заработной платы — за вычетом суммы, выплаченной из ГФСС. Это может быть предусмотрено трудовым или коллективным договором, и если такого положения нет, работник вправе инициировать его включение в данные документы (пункт 3 статьи 71 Социального кодекса и пункт 4 статья 99 Трудового кодекса).

 

Филиал АО «Государственный фонд социального страхования»по Восточно-Казахстанской области



Источник: ГУ «Аппарат акима города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области»


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>Система обязательного социального страхования (система) в Казахстане является <strong>дополнительной формой социального обеспечения работающего населения.</strong></p> <p>Система основана на принципе ограниченной солидарности - уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) производится за <strong>работающее население</strong>. При этом получателями социальных выплат являются лица, за которых <strong>поступили</strong> социальные отчисления в ГФСС и у которых наступил случай <strong>социального риска</strong>.</p> <p>Согласно законодательству, система охватывает следующие социальные риски:</p> <p>- утрату трудоспособности;- потерю кормильца;- потерю работы;- беременность и роды, усыновление (удочерение) новорожденного ребенка (детей);- уход за ребенком по достижении возраста полутора лет.</p> <p>Важно понимать, что социальные выплаты не являются заработком работника, это форма социальной поддержки в период наступления социального риска.</p> <p>Таким образом, социальные выплаты предназначены для решения социальных вопросов, исключая возможность <strong>обогащения</strong> отдельных недобросовестных лиц за счет системы.</p> <p>В настоящее время по республике система охватывает <strong>более 6,8 млн. </strong>человек, <strong>по итогам 2024 года</strong> <strong>социальные выплаты</strong> <strong>получили</strong> <strong>порядка 1,4 млн. чел. на сумму 958 млрд. тенге</strong>.</p> <p>В структуре выплат основная доля приходится на выплаты, связанные с материнством и детством. Ежегодно на эти цели расходуется более 82% от общего объема выплат из Фонда.</p> <p>При этом, предусмотрены <strong>две долгосрочные социально-значимые выплаты</strong> - по случаю утраты трудоспособности и потери кормильца. Помимо долгосрочных выплат существует поддержка при потере работы.</p> <p>Напомним, что ранее проверочными мероприятиями ГФСС были установлены факты «фиктивных» трудовых отношений, когда субъекты предпринимательства не подтвердили трудовые отношения с обратившимися за назначением социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами.</p> <p>Во многом, причинами подобных фактов явилась распространенная практика искусственного завышения дохода отдельными беременными женщинами перед наступлением социального риска по беременности и родам (перед датой выдачи листа временной нетрудоспособности по беременности и родам) посредством уплаты социальных отчислений от нескольких плательщиков за одни и те же периоды, при отсутствии фактических трудовых отношений.</p> <p>Принятые изменения предусматривают:</p> <p>- <strong>ограничение среднемесячного дохода до 7 МЗП</strong> при расчете размера социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами вне зависимости от количества работодателей;</p> <p>- <strong>исключение из расчета</strong> социальных выплат по случаям потери дохода в связи с беременностью и родами, ухода за ребенком <strong>социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков</strong>.</p> <p>Реализация данных изменений призвана уменьшить возможность искусственного завышения застрахованного заработка и обеспечения социальной справедливости.</p> <p>Дополнительно сообщаем, что для женщин, чей реальный среднемесячный доход превышает установленный лимит, предусмотрена возможность получения дополнительных выплат. Согласно Трудовому кодексу РК, работодатель может оплачивать отпуск по беременности и родам с сохранением средней заработной платы — за вычетом суммы, выплаченной из ГФСС. Это может быть предусмотрено трудовым или коллективным договором, и если такого положения нет, работник вправе инициировать его включение в данные документы (пункт 3 статьи 71 Социального кодекса и пункт 4 статья 99 Трудового кодекса).</p> <p> </p> <p><strong>Филиал </strong><strong>АО «Государственный фонд социального страхования»</strong><strong>по Восточно-Казахстанской области</strong></p>

Еще новости региона