Касательно изменений в системе обязательного социального страхования
Система обязательного социального страхования (система) в Казахстане является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения.
Система основана на принципе ограниченной солидарности - уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) производится за работающее население. При этом получателями социальных выплат являются лица, за которых поступили социальные отчисления в ГФСС и у которых наступил случай социального риска.
Согласно законодательству, система охватывает следующие социальные риски:
- утрату трудоспособности;- потерю кормильца;- потерю работы;- беременность и роды, усыновление (удочерение) новорожденного ребенка (детей);- уход за ребенком по достижении возраста полутора лет.
Важно понимать, что социальные выплаты не являются заработком работника, это форма социальной поддержки в период наступления социального риска.
Таким образом, социальные выплаты предназначены для решения социальных вопросов, исключая возможность обогащения отдельных недобросовестных лиц за счет системы.
В настоящее время по республике система охватывает более 6,8 млн. человек, по итогам 2024 года социальные выплаты получили порядка 1,4 млн. чел. на сумму 958 млрд. тенге.
В структуре выплат основная доля приходится на выплаты, связанные с материнством и детством. Ежегодно на эти цели расходуется более 82% от общего объема выплат из Фонда.
При этом, предусмотрены две долгосрочные социально-значимые выплаты - по случаю утраты трудоспособности и потери кормильца. Помимо долгосрочных выплат существует поддержка при потере работы.
Напомним, что ранее проверочными мероприятиями ГФСС были установлены факты «фиктивных» трудовых отношений, когда субъекты предпринимательства не подтвердили трудовые отношения с обратившимися за назначением социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами.
Во многом, причинами подобных фактов явилась распространенная практика искусственного завышения дохода отдельными беременными женщинами перед наступлением социального риска по беременности и родам (перед датой выдачи листа временной нетрудоспособности по беременности и родам) посредством уплаты социальных отчислений от нескольких плательщиков за одни и те же периоды, при отсутствии фактических трудовых отношений.
Принятые изменения предусматривают:
- ограничение среднемесячного дохода до 7 МЗП при расчете размера социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами вне зависимости от количества работодателей;
- исключение из расчета социальных выплат по случаям потери дохода в связи с беременностью и родами, ухода за ребенком социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков.
Реализация данных изменений призвана уменьшить возможность искусственного завышения застрахованного заработка и обеспечения социальной справедливости.
Дополнительно сообщаем, что для женщин, чей реальный среднемесячный доход превышает установленный лимит, предусмотрена возможность получения дополнительных выплат. Согласно Трудовому кодексу РК, работодатель может оплачивать отпуск по беременности и родам с сохранением средней заработной платы — за вычетом суммы, выплаченной из ГФСС. Это может быть предусмотрено трудовым или коллективным договором, и если такого положения нет, работник вправе инициировать его включение в данные документы (пункт 3 статьи 71 Социального кодекса и пункт 4 статья 99 Трудового кодекса).
Филиал АО «Государственный фонд социального страхования»по Восточно-Казахстанской области
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -