Выступление председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова на совместном заседании палат Парламента РК: Город Астана, 21 Июня 2024 года - новости на сайте gurk.kz

Выступление председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова на совместном заседании палат Парламента РК

Выступление председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова на совместном заседании палат Парламента РК

Выступление председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова на совместном заседании палат Парламента РК

Құрметтi Ерлан Жақанұлы!

Құрметтi Мәулен Сағатханұлы!

Құрметті депутаттар және Үкімет мүшелері!

Высшая аудиторская палата в Заключении к отчету об исполнении республиканского бюджета акцентирует внимание на необходимости неукоснительного соблюдения налогово-бюджетных правил, выстраивания эффективных механизмов управления государственными ресурсами.

Выявленные нарушения и недостатки при использовании бюджетных средств были подробно изучены на рабочих группах и заседаниях комитетов обеих палат Парламента.

В этой связи остановлюсь на основных вопросах.

Ключевая проблема – хронический дефицит бюджета.

В последние годы расходы имеют значительную динамику роста. При этом их обеспеченность ненефтяными доходами колеблется на уровне 50%. Оставшийся разрыв в основном покрывается за счет трансфертов из Национального фонда и привлечения займов. Поэтому недостаточно просто удерживать дефицит. Нужны долгосрочные планы по формированию бездефицитного бюджета.

Нормативная правовая база по управлению Национальным фондом нуждается в стабильности. Иначе мы видим риски недостижения поставленной Главой государства цели по увеличению валютных активов Нацфонда до $100 млрд к 2030 году.

Широкое использование инструмента займов также повышает риски долговой нагрузки. Уже сейчас расходы на погашение и обслуживание долга составляют более 17% от всех поступлений бюджета. Пик оплаты по долгам 10-летней давности, по нашим оценкам, приходится на 2024-2025 годы.

Важно расширить перечень базовых показателей долговой устойчивости для обеспечения качественной оценки его текущего состояния. Заемные средства должны направляться на индустриальные и инфраструктурные проекты. Такие проекты должны генерировать доходы.

Есть резервы и для повышения налоговой базы. Это принятие дальнейших эффективных мер по усилению налогового администрирования и пересмотр применения отдельных налоговых льгот.

По данным Комитета госдоходов, в 2023 году за счет администрирования бюджет обеспечен дополнительными поступлениями почти на 944 млрд тенге. По оценкам ВАП, эта цифра меньше на четверть.

Для оценки реальной работы КГД в части повышения администрирования Высшей аудиторской палатой отмечается необходимость разработки отдельной отчетности, которая бы всецело и объективно отражала конкретные результаты администрирования.

По-прежнему не проводится полноценный анализ эффективности налоговых льгот. Меры налогового контроля не ориентированы на выявление фактов необоснованного применения налоговых льгот и преференций. Поэтому проведение полноценного анализа эффекта от применения налоговых льгот в виде выпадающих доходов полагаем необходимым регламентировать и представлять на открытое обсуждение в Парламенте.

Сокращение теневой экономики – значимый фактор увеличения доходной части бюджета. За 2022 год декларируется снижение ее доли до 18,8% к ВВП. При этом план по налогам не выполнен на 1,4 трлн тенге. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы запланировали проведение в текущем году аудита эффективности государственной политики по противодействию теневой экономике. О результатах мы проинформируем.

Необходима консолидация взаимной ответственности государства и банков за развитие предпринимательства. Бизнес должен обеспечиваться доступными и «длинными» деньгами. Здесь важна реализация эффективной денежно-кредитной политики. Также требуются действенные меры по расширению страхования для развития экономики.

Администраторам бюджетных программ предоставлена самостоятельность по использованию бюджетных средств, но принимаемые ими решения не всегда эффективны. Это возвращает нас к вопросу выстраивания действенных индикаторов и показателей с установлением персональной ответственности за их недостижение.

Отдельными государственными органами продолжается реализация проектов, выходящих за пределы их компетенции. К примеру, при наличии отраслевых министерств Министерство национальной экономики реализует проекты в сферах культуры, здравоохранения, водоснабжения, водоотведения и автодорожные проекты.

Как следствие – риски двойного финансирования и отсутствие ответственности за конечный результат.

Уважаемые депутаты!

К сожалению, объемы выявляемых финансовых нарушений и фактов неэффективного управления государственными ресурсами остаются достаточно высокими. Всего, согласно данным Правительства и результатам проведенных аудитов всеми органами госаудита, сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 489 млрд тенге.

Для профилактики нарушений и искоренения предпосылок к их возникновению Высшей аудиторской палатой ежегодно формируются рекомендации. За 6 лет из 178 рекомендаций исполнено 65%. Остальные направлены на совершенствование действующего законодательства. Важно придать новый импульс этой работе.

Нами предложено включить в отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета раздел по реализации рекомендаций Высшей аудиторской палаты. Это еще один шаг на пути к транспарентности и эффективности бюджетного процесса.

Уважаемые депутаты!

В завершение своего выступления хотелось бы еще раз поблагодарить всех депутатов Парламента за пристальное рассмотрение Заключения Высшей аудиторской палаты. Совместная работа на пути к качественному улучшению бюджетирования будет продолжена.

 



Источник: Высшая аудиторская палата Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p><strong>Құрметтi Ерлан Жақанұлы!</strong></p> <p><strong>Құрметтi Мәулен Сағатханұлы!</strong></p> <p><strong>Құрметті депутаттар және Үкімет мүшелері!</strong></p> <p>Высшая аудиторская палата в Заключении к отчету об исполнении республиканского бюджета акцентирует внимание на необходимости неукоснительного соблюдения налогово-бюджетных правил, выстраивания эффективных механизмов управления государственными ресурсами.</p> <p>Выявленные нарушения и недостатки при использовании бюджетных средств были подробно изучены на рабочих группах и заседаниях комитетов обеих палат Парламента.</p> <p>В этой связи остановлюсь на основных вопросах.</p> <p>Ключевая проблема –<strong> хронический дефицит</strong> <strong>бюджета</strong>.</p> <p>В последние годы расходы имеют значительную динамику роста. При этом их обеспеченность <strong>ненефтяными доходами колеблется на уровне 50%.</strong> Оставшийся разрыв в основном покрывается за счет трансфертов из Национального фонда и привлечения займов. <strong>Поэтому недостаточно просто удерживать дефицит.</strong> Нужны долгосрочные планы по формированию <strong>бездефицитного бюджета.</strong></p> <p>Нормативная правовая база по управлению Национальным фондом <strong>нуждается в</strong> <strong>стабильности</strong>. Иначе мы видим риски недостижения поставленной Главой государства цели по увеличению валютных активов Нацфонда <strong>до $100 млрд к 2030 году.</strong></p> <p>Широкое использование <strong>инструмента займов</strong> также повышает риски долговой нагрузки. Уже сейчас расходы на погашение и обслуживание долга составляют <strong>более 17% от всех поступлений бюджета. </strong>Пик оплаты <strong>по долгам</strong> <strong>10-летней давности</strong>, по нашим оценкам, приходится <strong>на</strong> <strong>2024-2025 годы</strong>.</p> <p>Важно расширить <strong>перечень базовых показателей долговой устойчивости </strong>для обеспечения качественной оценки его текущего состояния. Заемные средства должны направляться на индустриальные и инфраструктурные проекты. Такие проекты должны <strong>генерировать доходы</strong>.</p> <p><strong>Есть резервы и для повышения </strong><strong>налоговой базы</strong>. Это принятие дальнейших эффективных мер по усилению налогового администрирования и пересмотр применения отдельных налоговых льгот.</p> <p>По данным Комитета госдоходов, в 2023 году за счет администрирования бюджет обеспечен дополнительными поступлениями почти на 944 млрд тенге. По оценкам ВАП, эта цифра меньше на четверть.</p> <p>Для оценки реальной работы КГД в части повышения администрирования Высшей аудиторской палатой отмечается необходимость разработки <strong>отдельной отчетности</strong>, которая бы всецело и объективно отражала конкретные результаты администрирования.</p> <p>По-прежнему не проводится полноценный <strong>анализ эффективности</strong> <strong>налоговых льгот</strong>. Меры налогового контроля не ориентированы на выявление фактов <strong>необоснованного применения налоговых</strong> <strong>льгот и преференций</strong>. Поэтому проведение полноценного <strong>анализа</strong> эффекта от применения налоговых льгот в виде выпадающих доходов полагаем необходимым <strong>регламентировать</strong> и <strong>представлять на открытое обсуждение в Парламенте.</strong></p> <p>Сокращение теневой экономики – <strong>значимый фактор увеличения доходной части бюджета</strong>. За 2022 год декларируется снижение ее доли до <strong>18,</strong><strong>8%</strong><strong> к ВВП.</strong> При этом план по налогам не выполнен <strong>на 1,4 трлн тенге.</strong> Чтобы разобраться в этом вопросе, мы запланировали проведение в текущем году <strong>а</strong><strong>удита эффективности государственной политики по противодействию теневой экономике.</strong> О результатах мы проинформируем.</p> <p>Необходима консолидация взаимной ответственности государства и банков за развитие предпринимательства. Бизнес должен обеспечиваться <strong>доступными и</strong> <strong>«длинными»</strong> <strong>деньгами</strong>. Здесь важна реализация эффективной денежно-кредитной политики. Также требуются действенные <strong>меры по расширению страхования для развития экономики</strong>.</p> <p>Администраторам бюджетных программ предоставлена самостоятельность по использованию бюджетных средств, но принимаемые ими решения <strong>не всегда эффективны</strong>. Это возвращает нас к вопросу выстраивания действенных индикаторов и показателей с установлением <strong>персональной ответственности за их недостижение</strong>.</p> <p>Отдельными государственными органами продолжается реализация проектов, выходящих за пределы их компетенции. К примеру, при наличии отраслевых министерств Министерство национальной экономики реализует проекты в сферах культуры, здравоохранения, водоснабжения, водоотведения и автодорожные проекты.</p> <p>Как следствие – <strong>риски двойного финансирования</strong> <strong>и </strong><strong>отсутствие ответственности</strong> <strong>за конечный результат</strong>.</p> <p><strong>Уважаемые депутаты!</strong></p> <p>К сожалению, объемы выявляемых финансовых нарушений и фактов неэффективного управления государственными ресурсами остаются достаточно высокими. Всего, согласно данным Правительства и результатам проведенных аудитов всеми органами госаудита, сумма <strong>неэффективного использования</strong> бюджетных средств составила <strong>489 млрд тенге</strong>.</p> <p>Для профилактики нарушений и искоренения предпосылок к их возникновению Высшей аудиторской палатой ежегодно формируются рекомендации. За 6 лет из 178 рекомендаций исполнено 65%. Остальные направлены на совершенствование действующего законодательства. <strong>Важно придать новый импульс этой работе</strong>.</p> <p>Нами предложено включить в отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета раздел по реализации рекомендаций Высшей аудиторской палаты. Это еще один шаг на пути к <strong>транспарентности и эффективности бюджетного процесса</strong>.</p> <p><strong>Уважаемые депутаты!</strong></p> <p>В завершение своего выступления хотелось бы еще раз поблагодарить всех депутатов Парламента за пристальное рассмотрение Заключения Высшей аудиторской палаты. Совместная работа на пути к качественному улучшению бюджетирования будет продолжена.</p> <p> </p>

Еще новости региона