Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК: Город Астана, 17 Февраля 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Результаты госаудита в сфере среднего образования рассмотрены в ВАП РК

Высшая аудиторская палата провела аудит эффективности использования средств, выделенных на развитие и повышение качества среднего образования. Его результаты рассмотрены на заседании во главе с председателем ВАП Алиханом Смаиловым.

В обсуждении приняли участие министр просвещения Гани Бейсембаев, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, ответственные должностные лица министерств, а также руководители подведомственных организаций.

Как следует из материалов аудита, который охватил период с 2019 года, в Казахстане неуклонно растет количество школ: на 2023-2024 учебный год их насчитывалось свыше 7,8 тыс. Увеличивается также число учащихся и преподавателей. Все это говорит о расширении доступности образования в стране.

Финансирование системы среднего образования также демонстрирует устойчивый рост: за последние годы расходы на нее выросли более чем в 3 раза – с 1,3 трлн тенге в 2019 году до 4,8 трлн тенге в 2024 году, что подтверждает приоритетность данной сферы для государства.

Однако государственный аудит выявил ряд проблемных вопросов и системных недостатков, снижающих эффективность принимаемых мер по развитию среднего образования. Как сообщил член ВАП Нурлан Нуржанов, они касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов, качества их переподготовки, методологического обеспечения образовательного процесса, а также государственного регулирования и контроля.

Стратегическое планирование в образовательной сфере характеризуется частыми изменениями государственных программ и концепций. Регулярная смена стратегических документов приводит к прерыванию ранее начатых инициатив, из-за чего отсутствует преемственность и стабильность в образовательной политике.

В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов акцентировал на этом особое внимание.

«Минпросвещения в первую очередь должно следить, чтобы принимаемые документы обеспечивали последовательность реформ. У нас за последние годы финансирование среднего образования более чем в 3 раза увеличилось. В этих условиях государство ожидает большей отдачи от принимаемых мер», — сказал Алихан Смаилов.

Как следует из аудиторского заключения, в формировании госзаказа на подготовку педагогов выявлены значительные расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями системы образования, что объясняется недостатками методологии расчета.

В части повышения квалификации проблемой остается пост-курсовое сопровождение педагогов. Оно должно помогать учителям применять новые знания на практике, однако на деле ограничивается лишь семинарами и публикациями.

Реформы в области образовательных стандартов проводятся несистемно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета. За последние 5 лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге.

Выявлены недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За 5 лет критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга государственных услуг, процедуры ведутся на бумаге.

Лицензирование – одна из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования, однако в стране функционируют 66 школ без лицензии, включая государственные. О распространенности системных проблем в образовательных учреждениях свидетельствует низкий процент успешного прохождения аттестации, которую с первого раза проходит лишь 18,2% школ.

В целом государственным аудитом установлено:

финансовых нарушений на сумму 1,1 млрд тенге; неэффективное планирование средств и ресурсов – 62,4 млрд тенге; неэффективное использование – 3,2 млрд тенге.

Для повышения эффективности управления и устранения выявленных проблем Высшей аудиторской палатой будут даны рекомендации Правительству и предписания соответствующим ответственным госорганам. Эта работа будет находиться на контроле до полного завершения.

Подписаться на Telegram-канал

Источник: Высшая аудиторская палата Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p><b>Высшая аудиторская палата провела аудит эффективности использования средств, выделенных на развитие и повышение качества среднего образования. Его результаты рассмотрены на заседании во главе с председателем ВАП Алиханом Смаиловым.</b></p> <p>В обсуждении приняли участие министр просвещения Гани Бейсембаев, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, ответственные должностные лица министерств, а также руководители подведомственных организаций.</p> <p>Как следует из материалов аудита, который охватил период с 2019 года, в Казахстане неуклонно растет количество школ: на 2023-2024 учебный год их насчитывалось свыше 7,8 тыс. Увеличивается также число учащихся и преподавателей. Все это говорит о расширении доступности образования в стране.</p> <p>Финансирование системы среднего образования также демонстрирует устойчивый рост: за последние годы расходы на нее выросли более чем в 3 раза – с 1,3 трлн тенге в 2019 году до 4,8 трлн тенге в 2024 году, что подтверждает приоритетность данной сферы для государства.</p> <p>Однако государственный аудит выявил ряд проблемных вопросов и системных недостатков, снижающих эффективность принимаемых мер по развитию среднего образования. Как сообщил член ВАП Нурлан Нуржанов, они касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов, качества их переподготовки, методологического обеспечения образовательного процесса, а также государственного регулирования и контроля.</p> <p>Стратегическое планирование в образовательной сфере характеризуется частыми изменениями государственных программ и концепций. Регулярная смена стратегических документов приводит к прерыванию ранее начатых инициатив, из-за чего отсутствует преемственность и стабильность в образовательной политике.</p> <p>В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов акцентировал на этом особое внимание.</p> <p>«Минпросвещения в первую очередь должно следить, чтобы принимаемые документы обеспечивали последовательность реформ. У нас за последние годы финансирование среднего образования более чем в 3 раза увеличилось. В этих условиях государство ожидает большей отдачи от принимаемых мер», — сказал Алихан Смаилов.</p> <p>Как следует из аудиторского заключения, в формировании госзаказа на подготовку педагогов выявлены значительные расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями системы образования, что объясняется недостатками методологии расчета.</p> <p>В части повышения квалификации проблемой остается пост-курсовое сопровождение педагогов. Оно должно помогать учителям применять новые знания на практике, однако на деле ограничивается лишь семинарами и публикациями.</p> <p>Реформы в области образовательных стандартов проводятся несистемно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета. За последние 5 лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге.</p> <p>Выявлены недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За 5 лет критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга государственных услуг, процедуры ведутся на бумаге.</p> <p>Лицензирование – одна из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования, однако в стране функционируют 66 школ без лицензии, включая государственные. О распространенности системных проблем в образовательных учреждениях свидетельствует низкий процент успешного прохождения аттестации, которую с первого раза проходит лишь 18,2% школ.</p> <p>В целом государственным аудитом установлено:</p> финансовых нарушений на сумму 1,1 млрд тенге; неэффективное планирование средств и ресурсов – 62,4 млрд тенге; неэффективное использование – 3,2 млрд тенге. <p>Для повышения эффективности управления и устранения выявленных проблем Высшей аудиторской палатой будут даны рекомендации Правительству и предписания соответствующим ответственным госорганам. Эта работа будет находиться на контроле до полного завершения.</p> <a class="d-block fill_w button button--transition button--color-blue typography__variant-bodysub " title="" href="https://t.me/auditpalatasy" target="_blank" rel="noopener" data-tip="true">Подписаться на Telegram-канал</a>

Еще новости региона