Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан: Город Астана, 04 Марта 2024 года - новости на сайте gurk.kz

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Нурлан Абдиров: Цель - создать условия для свободного волеизъявления граждан

Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая в прошлом году на открытии 1-й сессии Парламента VIII созыва, отметил: «Мы сделали большой шаг в направлении процветания нашей Родины и вступили в новую эру. Но на этом изменения не заканчиваются. Это только начало долгого пути. Реформы будут продолжаться, необходимо совершенствовать политическую структуру. Это очень важная работа». Очевидно, что в этом контексте задача, возложенная на избирательные органы страны, огромна. Поэтому мы решили задать несколько вопросов Председателю Центральной избирательной комиссии, доктору юридических наук Нурлану Абдирову.

- Нурлан Мажитович, какого бы уровня не проходили выборные кампании в стране, их объективность напрямую зависит от работы местных избирательных комиссий. Как решается проблема обновления их прежнего состава?

- В избирательных комиссиях обязательно должны осуществлять деятельность образованные, опытные, добросовестно выполняющие свои функции граждане. Важно и то, что их состав должен обновляться. Это требование должно учитываться как политическими партиями, представляющими в маслихаты членов избирательных комиссий, так и маслихатами, принимающими соответствующие решения. По результатам сессий маслихатов, прошедших в прошлом году, обновлен состав всех избирательных комиссий. В общей сложности 12 344 члена участковых избирательных комиссий – это новые лица. На 28% обновлен состав 20 территориальных избирательных комиссий городов Астаны, Алматы, Шымкента и областей, на 31% обновились составы районных и городских избирательных комиссий.

Стоит отметить, что ранее в состав избирательных комиссий входили, в основном, представители только некоторых политических партий. Теперь же в них представлены все официально зарегистрированные политические партии, в том числе недавно созданные партии «Respublica» и «Байтак». В целом, мы уделяем особое внимание повышению независимости и профессионализма избирательных комиссий. 

Если ранее только ЦИК действовал на профессиональной основе, то с 2023 года, на новом этапе профессионализации, председатели территориальных избирательных комиссий (ТИК) в областях и мегаполисах,

 их заместители, секретари и все члены, а также председатели, заместители и секретари территориальных избирательных комиссий в районах осуществляют свои полномочия на профессиональной основе.

- Но ведь важна и квалификация вновь избранных членов избирательных комиссий.

– Разумеется. И этот вопрос всегда находится в фокусе внимания. Члены ТИК избираются маслихатами, но они должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным ЦИК. Мы держим в поле зрения эти процессы. Кроме того, предусмотрено электоральное обучение вновь избранных членов ТИК. Обучение на базе Центра электорального обучения в Академии государственного управления в офлайн режиме будет организовано с конца января по апрель текущего года. Онлайн-обучение других членов ТИК в данном центре будет проводиться с апреля до конца года.

- В конце прошлого года отметили 30-летие ЦИК. Как вы оцениваете развитие избирательной системы страны за этот период?

После обретения нашей страной независимости, в соответствии с постановлением Верховного Совета от 8 декабря 1993 года ЦИК был создан как первый специальный государственный орган, организующий избирательный процесс на государственном уровне. С этого момента ЦИК развивался в рамках политической эволюции в нашей стране. Казахстан, будучи членом авторитетных международных организаций, прилагал и прилагает усилия для выполнения всех принятых обязательств по проведению свободных и конкурентных выборов.                 

«Мы – единый народ Казахстана, живущий под одним большим шаныраком на исконной казахской земле, где каждый делает свой выбор свободно».

За прошедший период избирательными органами страны проведены 39 крупных избирательных кампаний. Только в течение одного года мы провели 5 страновых кампаний – референдум 2022 года по внесению изменений и дополнений в Конституцию, последующие выборы Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Кроме того, в 2021 году были введены выборы сельских акимов, и с тех пор 87% из них избираются непосредственно населением. Также в прошлом году проведены в пилотном режиме выборы акимов районов и городов областного значения. Теперь, как вы знаете, выборы сельских акимов проводятся еженедельно. Таким образом, избирательные органы страны перешли в состояние непрерывных избирательных кампаний.

- А какое значение имеет международная научно-практическая конференция, посвященная 30-летию ЦИК?

– В наше время любой юбилей нужен не для празднования, а для того, чтобы оглянувшись в прошлое, всесторонне проанализировать достигнутые успехи и допущенные недочеты, проработать пути достижения поставленных задач. В этом смысле, я полагаю, что проведенная нами международная научно-практическая конференция «Конституционная реформа и избирательная система» очень важна. В ней приняли участие представители центральных избирательных органов 16 иностранных государств и 6 авторитетных международных организаций - Всемирной ассоциации избирательных органов, Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ), Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств (СНГ), Межпарламентского союза, Организации тюркских государств, Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Все они активно дискутировали и обменивались мнениями. Это говорит о том, что миру интересны политические реформы нашей страны, в том числе и ход совершенствования избирательной системы.

Глава государства направил свое приветствие участникам конференции, отметив, что в период политических реформ в стране особое внимание уделяется постоянному совершенствованию избирательного законодательства и для выполнения этой сложной и ответственной задачи важно тесное взаимодействие с экспертным сообществом.

Участники конференции, особенно председатель ЦИК Грузии Георгий Каландаришвили, с энтузиазмом рассказали об изменениях в избирательной системе своей страны. Один интересный пример: в Грузии проходной порог политических партий в парламент составлял 5 процентов на выборах 2012 года, 1 процент на выборах 2020 года, а в прошлом году -снова 5 процентов. Такой же порог закреплен и в нашем национальном законодательстве. Председатель Высшего избирательного совета Турецкой Республики Ахмет Йенер напомнил, что 3 ноября 2023 года на саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в Астане Президент Казахстана предложил создать Консультативный совет центральных избирательных органов государств-членов ОТГ, выразив уверенность в том, что данная инициатива выведет коллективное обязательство братских стран по укреплению демократического управления на практический уровень.

В рамках конференции мы подписали Меморандумы о взаимопонимании с руководителями центральных избирательных органов Армении, Узбекистана, Турции. Документы позволят нам еще больше укрепить взаимное сотрудничество в области избирательных систем и избирательного процесса.

- Вы говорили на данной конференции о новом перспективном стратегическом развитии ЦИК. Какова цель этого нововведения?

- Глава государства в интервью газете «Egemen Qazaqstan» отметил, что помимо повседневных задач имеет важное значение сконцентрироваться на долгосрочных целях, не ошибиться со стратегическими ориентирами нации. Я считаю, что из данного видения любой сознательный гражданин, заботящийся о будущем страны, должен сделать соответствующие выводы. Подводя итоги пройденного пути и обсудив сложившуюся ситуацию, мы решили, что с учетом сегодняшнего уровня развития государства и общества, стоит обозначить стратегию развития ЦИК на долгосрочную перспективу. Это позволяет избежать спонтанных решений, ошибочных шагов и, таким образом, систематически продвигаться вперед. В результате мы определили такие элементы нашей стратегии, как видение, миссия, ценности, принципы, цели, приоритеты. Наша миссия - содействовать участию граждан в управлении государством посредством свободных выборов. Данная миссия определяет видение ЦИК как профессионального института продвижения демократии участия в выборах. Наши ценности - гражданин, справедливость, демократия, доверие. Наши принципы - верховенство закона, независимость, открытость, инклюзивность, коллегиальность, профессионализм. Цель, то есть реальный и измеримый результат наших действий - создать условия для свободного волеизъявления граждан на референдумах и выборах. Мы также определили наши основные приоритеты на пути к этому. Первый – администрирование свободных, справедливых референдумов и выборов. Второй - доверие избирателей. Третий - институциональное развитие: инклюзивные избирательные стандарты, профессионализация, цифровые технологии. Четвертый - повышение электоральной культуры граждан. Пятый - взаимодействие с обществом, национальными и международными институтами.

- Вы также изменили эмблему ЦИК...

- Как и государственный герб, эмблемы государственных органов должны иметь символическое значение, соответствующее современным реалиям. Новая эмблема ЦИК означает «Мы – единый народ Казахстана, живущий под одним большим шаныраком на исконной казахской земле, где каждый делает свой выбор свободно».

- На конференции первый заместитель генерального секретаря СНГ Леонид Анфимов заявил: «Центральная избирательная комиссия Казахстана фактически стала одним из флагманов избирательной деятельности на пространстве СНГ». Взгляд со стороны. Мы знаем, что это оценка ряда нововведений, внесенных ЦИК в течение последних двух лет. Довольны ли вы их результатами?

- Все нововведения, которые мы предпринимаем, реализуются в рамках конституционной реформы в нашей стране. Избирательные органы профессионализированы на областном уровне – полностью, на районном - частично. Это для нас - принципиальный вопрос. Обновленный Основной закон страны также запрещает председателю и членам ЦИК состоять в политических партиях, профсоюзах и выступать в поддержку какой-либо политической партии. При ЦИК системно работают новые диалоговые площадки – Экспертный совет и Клуб молодых избирателей, созданные в 2022 году. В соответствии с нашими принципами реорганизована и деятельность Рабочей группы по обеспечению избирательных прав лиц с инвалидностью. В результате на прошедших президентских выборах впервые на более чем 10 тыс. избирательных участках было осуществлено голосование слабовидящих лиц бюллетенями с использованием трафарета, изготовленного шрифтом Брайля. ЦИК также ведет свою работу максимально открыто, используя современные средства массовой коммуникации, и все мероприятия, транслируемые непосредственно через интернет, сопровождаются сурдопереводом.

На заседаниях Экспертного совета принято широко и открыто обсуждать отчеты международных наблюдателей о прошедших в масштабах страны выборах. Кроме того, налажено проведение встреч членов ЦИК с представителями общественности и молодежи всех регионов. Мы с различными группами населения всегда работаем сообща, ведем открытый диалог с ними и учитываем высказанные критические замечания и предложения в целях совершенствования избирательного процесса и избирательного законодательства.

- ОБСЕ со своей стороны также направляет свои рекомендации по совершенствованию избирательной системы Казахстана. Какие из этих рекомендаций вы уже реализовали, а какие не приняли?

- Часть рекомендаций миссий БДИПЧ/ОБСЕ учтена в обновленной Конституции и других законах страны. В частности, была отменена квота Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе Парламента, теперь весь состав нижней палаты избирается непосредственно народом. Снижен проходной порог политических партий в Мажилис Парламента с 7 до 5 % и сокращено необходимое количество подписей от сторонников политических партий в 4 раза - с 20 до 5 тысяч. Это значительно упростило процедуру создания политических партий.

Но вместе с тем, некоторые рекомендации миссий БДИПЧ/ОБСЕ недостаточно учитывают политическую реальность нашей страны, менталитет нашего народа. Поэтому такие рекомендации вызывают вопросы со стороны членов Экспертного совета при ЦИК. Честно говоря, мы убеждены, что некоторые рекомендации не будут приняты даже новым поколением - самой молодежью. Так, в ходе опроса молодежи в регионах страны 74,6% присутствующих не поддержали рекомендацию БДИПЧ/ОБСЕ об отмене лингвистического экзамена на знание государственного языка для кандидатов в Президенты Казахстана. Также не получила поддержку молодежи нашей страны рекомендация предоставлять возможность баллотироваться в Президенты, депутаты, акимы ранее судимым гражданам. Две трети опрошенных, то есть подавляющее большинство, выразили возражение.

- Помним слова Главы Миссии БДИПЧ/ОБСЕ Оуэна Мерфи: «Реформы, реализованные в Казахстане, значительны. Приветствую инициативу Центральной избирательной комиссии по организации работы Экспертного совета, который служит мостом между общественностью и избирательными органами по выборным вопросам». Конструктивное и справедливое мнение. Однако были и кандидаты, которые высказали недоверие и оспаривали итоги прошлогодних выборов в Мажилис и маслихаты. Что скажете об этом?

- Полагаю, несправедливо не сказать о том, что наше возвращение к смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системе, применявшейся в стране в 1998-2006 годах, спустя 17 лет оказало огромное влияние на общественно-политический подъем. По 29 одномандатным избирательным округам зарегистрировано 609 кандидатов в депутаты Мажилиса, то есть в среднем за один депутатский мандат боролся 21 кандидат. Из них 525 кандидатов - самовыдвиженцы. Глядя на эти цифры, можно оценить, были ли выборы в Мажилис конкурентными. Выборы в маслихаты также прошли в условиях значительной активности граждан. К сожалению, в ходе выборов, которые проходили в нынешнем переходном периоде борьбы старого и нового, в некоторых регионах были допущены нарушения. ЦИК не только устранял их сразу, но и рекомендовал кандидатам обратиться в суд. Как указано в нашей стратегии, сейчас мы прилагаем усилия для обеспечения независимости и профессионализма территориальных и участковых избирательных комиссий. Повторю, это принципиальный вопрос для нас.

- Какими были результаты выборов акимов районов и городов областного значения, проведенных в прошлом году в пилотном режиме?

- Демократические изменения в нашей стране происходят эволюционным путем. После введения выборности сельских акимов мы переходим к выборам акимов районов. Очевидно, что эти нововведения повышают доверие населения к власти. Есть и пример, когда односельчане даже вступаются за акима села, которого они сами избрали. Эти инициативы, несомненно, являются очень важными шагами на пути к установлению справедливого Казахстана.

5 ноября прошлого года впервые в пилотном режиме проведены выборы акимов 42 районов и 3 городов областного значения. Их перечень определен и утвержден областными маслихатами. Выборы состоялись на альтернативной основе, за 1 место боролись не менее 2-3 кандидатов. 62,79% избирателей приняли участие в голосовании. Средний возраст избранных акимов - 46,7 лет.

- Разве в обеспечении прозрачности и справедливости выборов недостаточно голосования бумажным бюллетенем?

- Сейчас ЦИК изучает преимущества и недостатки альтернативных форм, таких как электронное и дистанционное голосование, также финансовую сторону этого вопроса. Эксперт БДИПЧ/ОБСЕ Давид Дуэнас-Сид, специально приглашенный на Международную научно-практическую конференцию, посвященную 30-летию ЦИК, сказал: «Система Интернет-голосования может привести к незаконному вмешательству в итоги голосования. Поэтому перед использованием необходимо всестороннее ее изучение».А такие страны Европы с развитой демократией как Великобритания, Германия, Норвегия отказались от электронного голосования и вернулись к голосованию традиционным бумажным бюллетенем. Поэтому в дальнейшем мы продолжим всестороннее изучение вопроса параллельного использования электронного голосования и бумажного бюллетеня.

– В этом году Всемирный день выборов отмечается 1 февраля. Как Вы отмечаете эту дату?

- Решением конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ), состоявшейся в 2005 году в Будапеште, ежегодно в первый четверг февраля отмечается Всемирный день выборов. Казахстан -полноправный член АОВСЕ, поэтому этот день мы считаем профессиональным праздником и для организаторов выборов нашей страны. Все проводимые в этот день мероприятия будут направлены на повышение электорально-правовой культуры населения.

- Спасибо за интервью.

 

Беседовал –

Кәрібай МҰСЫРМАН,

«Egemen Qazaqstan»



Источник: Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p><p>Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая в прошлом году на открытии 1-й сессии Парламента VIII созыва, отметил: «Мы сделали большой шаг в направлении процветания нашей Родины и вступили в новую эру. Но на этом изменения не заканчиваются. Это только начало долгого пути. Реформы будут продолжаться, необходимо совершенствовать политическую структуру. Это очень важная работа». Очевидно, что в этом контексте задача, возложенная на избирательные органы страны, огромна. Поэтому мы решили задать несколько вопросов Председателю Центральной избирательной комиссии, доктору юридических наук Нурлану Абдирову.</p></p> <p><b><p>- Нурлан Мажитович, какого бы уровня не проходили выборные кампании в стране, их объективность напрямую зависит от работы местных избирательных комиссий. Как решается проблема обновления их прежнего состава?</p></b></p> <p><p>- В избирательных комиссиях обязательно должны осуществлять деятельность образованные, опытные, добросовестно выполняющие свои функции граждане. Важно и то, что их состав должен обновляться. Это требование должно учитываться как политическими партиями, представляющими в маслихаты членов избирательных комиссий, так и маслихатами, принимающими соответствующие решения. По результатам сессий маслихатов, прошедших в прошлом году, обновлен состав всех избирательных комиссий. В общей сложности 12 344 члена участковых избирательных комиссий – это новые лица. На 28% обновлен состав 20 территориальных избирательных комиссий городов Астаны, Алматы, Шымкента и областей, на 31% обновились составы районных и городских избирательных комиссий.</p></p> <p><p>Стоит отметить, что ранее в состав избирательных комиссий входили, в основном, представители только некоторых политических партий. Теперь же в них представлены все официально зарегистрированные политические партии, в том числе недавно созданные партии «Respublica» и «Байтак». В целом, мы уделяем особое внимание повышению независимости и профессионализма избирательных комиссий. </p>Если ранее только ЦИК действовал на профессиональной основе, то с 2023 года, на новом этапе профессионализации, председатели территориальных избирательных комиссий (ТИК) в областях и мегаполисах,<p> их заместители, секретари и все члены, а также председатели, заместители и секретари территориальных избирательных комиссий в районах осуществляют свои полномочия на профессиональной основе.</p></p> <p><b><p>- Но ведь важна и квалификация вновь избранных членов избирательных комиссий.</p></b></p> <p><p>– Разумеется. И этот вопрос всегда находится в фокусе внимания. Члены ТИК избираются маслихатами, но они должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным ЦИК. Мы держим в поле зрения эти процессы. Кроме того, предусмотрено электоральное обучение вновь избранных членов ТИК. Обучение на базе Центра электорального обучения в Академии государственного управления в офлайн режиме будет организовано с конца января по апрель текущего года. Онлайн-обучение других членов ТИК в данном центре будет проводиться с апреля до конца года.</p></p> <p><b><p>- В конце прошлого года отметили 30-летие ЦИК. Как вы оцениваете развитие избирательной системы страны за этот период?</p></b></p> <p><p>После обретения нашей страной независимости, в соответствии с постановлением Верховного Совета от 8 декабря 1993 года ЦИК был создан как первый специальный государственный орган, организующий избирательный процесс на государственном уровне. С этого момента ЦИК развивался в рамках политической эволюции в нашей стране. Казахстан, будучи членом авторитетных международных организаций, прилагал и прилагает усилия для выполнения всех принятых обязательств по проведению свободных и конкурентных выборов.                 </p><p></p></p> <p><b>«Мы – единый народ Казахстана, живущий под одним большим шаныраком на исконной казахской земле, где каждый делает свой выбор свободно».</b></p> <p><p>За прошедший период избирательными органами страны проведены 39 крупных избирательных кампаний. Только в течение одного года мы провели 5 страновых кампаний – референдум 2022 года по внесению изменений и дополнений в Конституцию, последующие выборы Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Кроме того, в 2021 году были введены выборы сельских акимов, и с тех пор 87% из них избираются непосредственно населением. Также в прошлом году проведены в пилотном режиме выборы акимов районов и городов областного значения. Теперь, как вы знаете, выборы сельских акимов проводятся еженедельно. Таким образом, избирательные органы страны перешли в состояние непрерывных избирательных кампаний.</p></p> <p><b><p>- А какое значение имеет международная научно-практическая конференция, посвященная 30-летию ЦИК?</p></b></p> <p><p>– В наше время любой юбилей нужен не для празднования, а для того, чтобы оглянувшись в прошлое, всесторонне проанализировать достигнутые успехи и допущенные недочеты, проработать пути достижения поставленных задач. В этом смысле, я полагаю, что проведенная нами международная научно-практическая конференция «Конституционная реформа и избирательная система» очень важна. В ней приняли участие представители центральных избирательных органов 16 иностранных государств и 6 авторитетных международных организаций - Всемирной ассоциации избирательных органов, Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ), Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств (СНГ), Межпарламентского союза, Организации тюркских государств, Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Все они активно дискутировали и обменивались мнениями. Это говорит о том, что миру интересны политические реформы нашей страны, в том числе и ход совершенствования избирательной системы.</p></p> <p><p>Глава государства направил свое приветствие участникам конференции, отметив, что в период политических реформ в стране особое внимание уделяется постоянному совершенствованию избирательного законодательства и для выполнения этой сложной и ответственной задачи важно тесное взаимодействие с экспертным сообществом.</p></p> <p><p>Участники конференции, особенно председатель ЦИК Грузии Георгий Каландаришвили, с энтузиазмом рассказали об изменениях в избирательной системе своей страны. Один интересный пример: в Грузии проходной порог политических партий в парламент составлял 5 процентов на выборах 2012 года, 1 процент на выборах 2020 года, а в прошлом году -снова 5 процентов. Такой же порог закреплен и в нашем национальном законодательстве. Председатель Высшего избирательного совета Турецкой Республики Ахмет Йенер напомнил, что 3 ноября 2023 года на саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в Астане Президент Казахстана предложил создать Консультативный совет центральных избирательных органов государств-членов ОТГ, выразив уверенность в том, что данная инициатива выведет коллективное обязательство братских стран по укреплению демократического управления на практический уровень.</p></p> <p><p>В рамках конференции мы подписали Меморандумы о взаимопонимании с руководителями центральных избирательных органов Армении, Узбекистана, Турции. Документы позволят нам еще больше укрепить взаимное сотрудничество в области избирательных систем и избирательного процесса.</p></p> <p><b><p>- Вы говорили на данной конференции о новом перспективном стратегическом развитии ЦИК. Какова цель этого нововведения?</p></b></p> <p><p>- Глава государства в интервью газете «Egemen Qazaqstan» отметил, что помимо повседневных задач имеет важное значение сконцентрироваться на долгосрочных целях, не ошибиться со стратегическими ориентирами нации. Я считаю, что из данного видения любой сознательный гражданин, заботящийся о будущем страны, должен сделать соответствующие выводы. Подводя итоги пройденного пути и обсудив сложившуюся ситуацию, мы решили, что с учетом сегодняшнего уровня развития государства и общества, стоит обозначить стратегию развития ЦИК на долгосрочную перспективу. Это позволяет избежать спонтанных решений, ошибочных шагов и, таким образом, систематически продвигаться вперед. В результате мы определили такие элементы нашей стратегии, как видение, миссия, ценности, принципы, цели, приоритеты. Наша миссия - содействовать участию граждан в управлении государством посредством свободных выборов. Данная миссия определяет видение ЦИК как профессионального института продвижения демократии участия в выборах. Наши ценности - гражданин, справедливость, демократия, доверие. Наши принципы - верховенство закона, независимость, открытость, инклюзивность, коллегиальность, профессионализм. Цель, то есть реальный и измеримый результат наших действий - создать условия для свободного волеизъявления граждан на референдумах и выборах. Мы также определили наши основные приоритеты на пути к этому. Первый – администрирование свободных, справедливых референдумов и выборов. Второй - доверие избирателей. Третий - институциональное развитие: инклюзивные избирательные стандарты, профессионализация, цифровые технологии. Четвертый - повышение электоральной культуры граждан. Пятый - взаимодействие с обществом, национальными и международными институтами.</p></p> <p><b><p>- Вы также изменили эмблему ЦИК...</p></b></p> <p><p>- Как и государственный герб, эмблемы государственных органов должны иметь символическое значение, соответствующее современным реалиям. Новая эмблема ЦИК означает «Мы – единый народ Казахстана, живущий под одним большим шаныраком на исконной казахской земле, где каждый делает свой выбор свободно».</p></p> <p><b><p>- На конференции первый заместитель генерального секретаря СНГ Леонид Анфимов заявил: «Центральная избирательная комиссия Казахстана фактически стала одним из флагманов избирательной деятельности на пространстве СНГ». Взгляд со стороны. Мы знаем, что это оценка ряда нововведений, внесенных ЦИК в течение последних двух лет. Довольны ли вы их результатами?</p></b></p> <p><p>- Все нововведения, которые мы предпринимаем, реализуются в рамках конституционной реформы в нашей стране. Избирательные органы профессионализированы на областном уровне – полностью, на районном - частично. Это для нас - принципиальный вопрос. Обновленный Основной закон страны также запрещает председателю и членам ЦИК состоять в политических партиях, профсоюзах и выступать в поддержку какой-либо политической партии. При ЦИК системно работают новые диалоговые площадки – Экспертный совет и Клуб молодых избирателей, созданные в 2022 году. В соответствии с нашими принципами реорганизована и деятельность Рабочей группы по обеспечению избирательных прав лиц с инвалидностью. В результате на прошедших президентских выборах впервые на более чем 10 тыс. избирательных участках было осуществлено голосование слабовидящих лиц бюллетенями с использованием трафарета, изготовленного шрифтом Брайля. ЦИК также ведет свою работу максимально открыто, используя современные средства массовой коммуникации, и все мероприятия, транслируемые непосредственно через интернет, сопровождаются сурдопереводом.</p></p> <p><p>На заседаниях Экспертного совета принято широко и открыто обсуждать отчеты международных наблюдателей о прошедших в масштабах страны выборах. Кроме того, налажено проведение встреч членов ЦИК с представителями общественности и молодежи всех регионов. Мы с различными группами населения всегда работаем сообща, ведем открытый диалог с ними и учитываем высказанные критические замечания и предложения в целях совершенствования избирательного процесса и избирательного законодательства.</p></p> <p><b><p>- ОБСЕ со своей стороны также направляет свои рекомендации по совершенствованию избирательной системы Казахстана. Какие из этих рекомендаций вы уже реализовали, а какие не приняли?</p></b></p> <p><p>- Часть рекомендаций миссий БДИПЧ/ОБСЕ учтена в обновленной Конституции и других законах страны. В частности, была отменена квота Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе Парламента, теперь весь состав нижней палаты избирается непосредственно народом. Снижен проходной порог политических партий в Мажилис Парламента с 7 до 5 % и сокращено необходимое количество подписей от сторонников политических партий в 4 раза - с 20 до 5 тысяч. Это значительно упростило процедуру создания политических партий.</p></p> <p><p>Но вместе с тем, некоторые рекомендации миссий БДИПЧ/ОБСЕ недостаточно учитывают политическую реальность нашей страны, менталитет нашего народа. Поэтому такие рекомендации вызывают вопросы со стороны членов Экспертного совета при ЦИК. Честно говоря, мы убеждены, что некоторые рекомендации не будут приняты даже новым поколением - самой молодежью. Так, в ходе опроса молодежи в регионах страны 74,6% присутствующих не поддержали рекомендацию БДИПЧ/ОБСЕ об отмене лингвистического экзамена на знание государственного языка для кандидатов в Президенты Казахстана. Также не получила поддержку молодежи нашей страны рекомендация предоставлять возможность баллотироваться в Президенты, депутаты, акимы ранее судимым гражданам. Две трети опрошенных, то есть подавляющее большинство, выразили возражение.</p></p> <p><b><p>- Помним слова Главы Миссии БДИПЧ/ОБСЕ Оуэна Мерфи: «Реформы, реализованные в Казахстане, значительны. Приветствую инициативу Центральной избирательной комиссии по организации работы Экспертного совета, который служит мостом между общественностью и избирательными органами по выборным вопросам». Конструктивное и справедливое мнение. Однако были и кандидаты, которые высказали недоверие и оспаривали итоги прошлогодних выборов в Мажилис и маслихаты. Что скажете об этом?</p></b></p> <p><p>- Полагаю, несправедливо не сказать о том, что наше возвращение к смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системе, применявшейся в стране в 1998-2006 годах, спустя 17 лет оказало огромное влияние на общественно-политический подъем. По 29 одномандатным избирательным округам зарегистрировано 609 кандидатов в депутаты Мажилиса, то есть в среднем за один депутатский мандат боролся 21 кандидат. Из них 525 кандидатов - самовыдвиженцы. Глядя на эти цифры, можно оценить, были ли выборы в Мажилис конкурентными. Выборы в маслихаты также прошли в условиях значительной активности граждан. К сожалению, в ходе выборов, которые проходили в нынешнем переходном периоде борьбы старого и нового, в некоторых регионах были допущены нарушения. ЦИК не только устранял их сразу, но и рекомендовал кандидатам обратиться в суд. Как указано в нашей стратегии, сейчас мы прилагаем усилия для обеспечения независимости и профессионализма территориальных и участковых избирательных комиссий. Повторю, это принципиальный вопрос для нас.</p></p> <p><b><p>- Какими были результаты выборов акимов районов и городов областного значения, проведенных в прошлом году в пилотном режиме?</p></b></p> <p><p>- Демократические изменения в нашей стране происходят эволюционным путем. После введения выборности сельских акимов мы переходим к выборам акимов районов. Очевидно, что эти нововведения повышают доверие населения к власти. Есть и пример, когда односельчане даже вступаются за акима села, которого они сами избрали. Эти инициативы, несомненно, являются очень важными шагами на пути к установлению справедливого Казахстана.</p></p> <p><p>5 ноября прошлого года впервые в пилотном режиме проведены выборы акимов 42 районов и 3 городов областного значения. Их перечень определен и утвержден областными маслихатами. Выборы состоялись на альтернативной основе, за 1 место боролись не менее 2-3 кандидатов. 62,79% избирателей приняли участие в голосовании. Средний возраст избранных акимов - 46,7 лет.</p></p> <p><b><p>- Разве в обеспечении прозрачности и справедливости выборов недостаточно голосования бумажным бюллетенем?</p></b></p> <p><p>- Сейчас ЦИК изучает преимущества и недостатки альтернативных форм, таких как электронное и дистанционное голосование, также финансовую сторону этого вопроса. Эксперт БДИПЧ/ОБСЕ Давид Дуэнас-Сид, специально приглашенный на Международную научно-практическую конференцию, посвященную 30-летию ЦИК, сказал: «Система Интернет-голосования может привести к незаконному вмешательству в итоги голосования. Поэтому перед использованием необходимо всестороннее ее изучение».А такие страны Европы с развитой демократией как Великобритания, Германия, Норвегия отказались от электронного голосования и вернулись к голосованию традиционным бумажным бюллетенем. Поэтому в дальнейшем мы продолжим всестороннее изучение вопроса параллельного использования электронного голосования и бумажного бюллетеня.</p></p> <p><b><p>– В этом году Всемирный день выборов отмечается 1 февраля. Как Вы отмечаете эту дату?</p></b></p> <p><p>- Решением конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ), состоявшейся в 2005 году в Будапеште, ежегодно в первый четверг февраля отмечается Всемирный день выборов. Казахстан -полноправный член АОВСЕ, поэтому этот день мы считаем профессиональным праздником и для организаторов выборов нашей страны. Все проводимые в этот день мероприятия будут направлены на повышение электорально-правовой культуры населения.</p></p> <p><b><p>- Спасибо за интервью.</p></b></p> <p><b><p> </p></b></p> <p><b><p>Беседовал –</p></b></p> <p><b><p>Кәрібай МҰСЫРМАН,</p></b></p> <p><b><p>«Egemen Qazaqstan»</p></b></p>

Еще новости региона