Дорожная инфраструктура нуждается в модернизации
Состояние безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий обсудили на очередном заседании координационного совета, организованном областной прокуратурой.
Открывая работу координационного совета прокурор Западно-Казахстанской области Серик Шалабаев отметил, что ситуация с ДТП на дорогах ЗКО требует срочного принятия комплекса мер по снижению аварийности, смертности и травматизма при ДТП. По словам прокурора, начиная с 2021 года в области наблюдается рост ДТП. Он также подчеркнул, что Глава государства на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел РК обратил внимание на сложную ситуацию с аварийностью и призвал принять системные меры для исправления ситуации.
Более подробно о дорожно-транспортных происшествиях и причинах им способствующих рассказал первый заместитель прокурора ЗКО Даурен Умаргалиев. В своем выступлении он отметил, что состояние законности в сфере дорожного движения не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям и не обеспечивает должный уровень безопасности дорожного движения, а также сообщил, что департаментом полиции при участии прокуратуры области разработан проект дорожной карты по повышению безопасности дорожного движения на 2023-2025 годы. В рамках этой карты предусмотрены работы по установке светофоров, освещения, интеллектуальных перекрестков и другие мероприятия, которые благоприятно скажутся на безопасности дорожного движения.
– Начиная с 2021 года, в Западно-Казахстанской области ежегодно наблюдается рост ДТП, в которых погибли 259 человек, 1218 получили ранения различной степени тяжести. Это очень тревожная статистика. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются несоблюдение правил дорожного движения: по причине превышения скоростного режима произошло 44 ДТП или 16,7% от общего числа происшествий (24 человека погибли и 54 ранены); нарушение встречного разъезда и правил обгона (18 ДТП или 6,8% от общего числа происшествий, 12 человек погибли и 34 ранены); нарушение правил маневрирования (34 ДТП или 12,9% от общего числа происшествий, 9 человек погибли и 50 ранены); нарушение правил проезда перекрестка (42 ДТП или 15,9% от общего числа происшествий, 2 человека погибли и 53 получили телесные повреждения); нарушение правил проезда пешеходного перехода (40 ДТП или 15,2% от общего числа происшествий, 2 человека погибли и 40 ранены), – сообщил Д.Умаргалиев.
Первый заместитель областного прокурора особо подчеркнул тот факт, что одной из причин, способствующих ДТП, является устаревшая дорожная инфраструктура.
– Более тысячи знаков и указателей выработали свои ресурсы и нуждаются в замене. Только в городе Уральске отсутствует порядка 5 142 дорожных знаков. Из 497 нерегулируемых пешеходных переходов разметка нанесена лишь на 87, что составляет всего 17,5%. Требуется установка светофоров на интенсивных нерегулируемых перекрестках. Буквально месяц назад отсутствие светофора явилось причиной недовольства граждан, которые собрались на пересечении улиц Миханова и Гастелло и выразили претензии по этому поводу. Полицией еще в ноябре прошлого года дано предписание об установке светофора на данном участке. Предписание акиматом г. Уральска не исполнено. Пришлось вмешаться прокуратуре города, внесли акт надзора, сейчас он на рассмотрении. Неисполнение предписаний носит чуть ли не системный характер. К примеру, в городе Уральске до 1 сентября возле 9 школ предписывалось установить дорожные знаки и искусственные неровности. На 13 участках необходимо было произвести обрезку зеленых насаждений. Перечисленные мероприятия в срок не исполнены. Местным исполнительным органам в этом вопросе стоит проявить более высокую ответственность и не игнорировать требования полиции, – подчеркнул Д.Умаргалиев.
Заместитель главы надзорного органа также подверг критике работу сотрудников полиции. Как следует из его доклада, 46 лиц, имеющих водительские удостоверения, состоят на наркологическом учете. Кроме того, по словам Д.Умаргалиева, имеются факты укрытия ДТП от учета.
– Динамика регистрации автомобилей и водителей показывает ежегодный рост в районе 20%. Это одна из причин увеличения ДТП. Между тем, количество выявленных административных правонарушений за 8 месяцев текущего года в сравнении с этим же периодом прошлого года сократилось на 10%. То есть, количество авто растет, ДТП – тоже, а зафиксированных нарушений стало меньше. Это свидетельствует о недостаточных мерах по профилактике и обеспечению безопасности дорожного движения. Негативная практика сформировалась и по расследованию уголовных дел, связанных с ДТП. В 2022 году свыше установленного срока полицией расследовалось 21 уголовное дело. На сегодня с нарушением срока также расследуется 7 дел. Необходимые следственные действия не проводятся, либо проводятся неэффективно. В результате виновные лица длительное время не несут ответственности, а пострадавшие их родственники не имеют возможности возместить ущерб, – отметил Даурен Умаргалиев.
Одной из причин аварий с тяжелыми последствиями представитель надзорного органа назвал нахождение на трассах сельскохозяйственных животных. Здесь, по словам Д.Умаргалиева, отмечается недоработка ветеринарных служб.
– В 2022 году произошло 60 ДТП, за 8 месяцев 2023 г. уже 75. Многие животные, ставшие участниками ДТП не идентифицированы и не внесены в базу. Это не позволяет установить владельцев этих животных. За 8 месяцев 2023 года, в связи с отсутствием регистрации животных, к административной ответственности по области привлечено всего 11 лиц. Вместе с тем, только в одном Акжаикском районе в текущем году по фактам ДТП не установлены владельцы 23 животных. Очевидно, что здесь недорабатывает ветеринарная служба, которая должна обеспечить полную идентификацию животных, – отметил Д.Умаргалиев.
«Дорогой смерти» назвал первый заместитель прокурора трассу Атырау – Уральск.
– Только за 8 месяцев 2023 года здесь произошло 19 ДТП, в которых 15 человек погибли и 34 пострадали. В среднем на этой дороге каждый месяц гибнут 2 человека. Автодорога Атырау – Уральск была построена еще в 60-70-х годах. По параметрам она относится к 3-й категории и рассчитана на 3 500 автомобилей в сутки. Однако поток автомобилей на ней составляет около 8 500 в сутки. Такое количество транспорта, согласно нормативам, должно передвигаться по дорогам 1 категории с 4-полосным движением. В этой связи, начаты работы по разработке ПСД по реконструкции трассы Атырау – Уральск до 1-й категории. На сегодняшний день ПСД разработана на 60%. Прошу обратить внимание всех уполномоченных органов, в том числе акимата области и донести до разработчиков все имеющиеся недостатки, связанные с безопасностью дорожного движения. Такую же работу необходимо начать и по другой загородной трассе Самара – Шымкент. Эта дорога также отмечается высокой аварийностью и смертностью. На днях на этой дороге произошло жуткое ДТП, где погибла целая семья. Родители и четверо детей. Состояние загородных трасс давно не выдерживает никакой критики. На них приходится почти половина всех ДТП – 45% от общего количества. При этом последствия тяжелее, поскольку скорость автомобиля здесь намного выше. Понятно, что для реконструкции или строительства дорог требуются значительные средства. Но такую высокую цену в человеческие жизни мы не можем позволить, когда в ДТП гибнут целыми семьями. Органам дорожной службы необходимо повысить качество превентивных мер. Надо изучить опыт стран, где аварийность на дорогах минимальна. К примеру, можно использовать летательные дроны для большего охвата контроля над дорогой. Это может решить проблему нехватки патрульных экипажей. Такие дроны активно применяются во многих странах и в некоторых регионах Казахстана. Одно только предупреждение об использовании таких устройств дисциплинирует водителей на определенном участке дороги, – внес предложение Д.Умаргалиев.
Свое мнение по неудовлетворительному содержанию загородных трасс также выразил в своем докладе первый заместитель начальника департамента полиции ЗКО, полковник Ж. Жаншин. Он обратил внимание собравшихся на то, что, несмотря на проводимую департаментом работу по выявлению опасных участков и выдачу предписаний, организации, ответственные за содержание дорог, не исполняют возложенные на них обязательства и продлевают контракты с подрядчиками, технические возможности которых не соответствуют требуемым.
– Общая протяженность дорог в области составляет 9 тыс. 177 км, из них 1,414 км – дороги республиканского и 7,763 км – местного значения, 2,108 км – дороги населенных пунктов, в том числе 614 км – в городе Уральске. С начала текущего года департаментом полиции проведено 13 оперативно-профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, выявлено 127,754 факта нарушения правил дорожного движения. По решению суда 885 водителей лишили права управления транспортным средством и наложили административных штрафов на общую сумму 1млрд 356 млн тенге, привлечено к ответственности 152 должностных лица, в том числе 16 первых руководителей учреждений. За неисполнение выданных предписаний привлечены к ответственности 4 должностных лица. По итогам 8 месяцев текущего года, количество ДТП в области увеличилось на 29% (с 205 до 264 фактов) и число пострадавших – на 35% (с 251 до 339 человек), снизилось количество погибших с 67 до 56. Причины, способствующие ДТП – это устаревшая дорожная инфраструктура, при этом автопарк области за последние пять лет вырос в 2,7 раза (с 66,704 до 181,612 единиц), количество водителей увеличилось, как и транзитные транспортные потоки – в несколько раз. Несмотря на то, что растет количество водителей и населения, штат патрульной полиции не меняется, а длительное отсутствие современных видеосигналов, устаревание служебного транспорта и нехватка средств на его содержание, недостаточное количество передвижных современных систем автоматической фиксации также имеют значение. На сегодняшний день решен вопрос приобретения 90 патрульных автомобилей, приобретено 259 планшетов и 800 видеожетонов.
В ходе анализа дорожно-транспортных происшествий в областном центре выявлены основные виды и причины их возникновения. Первый – столкновение автомобилей, (происходит из-за отсутствия светофорного регулирования на перекрестках, таймеров обратного отсчета времени на светофорных объектах и отсутствия автоматических систем контроля перекрестков). Второй вид – наезды на пешеходов (происходят из-за отсутствия ограждений, регулируемых пешеходных переходов, дополнительного освещения зон нерегулируемых пешеходных переходов, ненадлежащего оснащения остановочных пунктов общественного транспорта, отсутствия освещения на асфальтированных улицах). Из 12 мероприятий, предусмотренных Дорожной картой «По повышению безопасности дорожного движения на 2019-2021 годы», разработанной на основе анализа дорожно-транспортных происшествий, утвержденной акимом области в 2019 году, выполнено только 4. Не освещены улицы населенных пунктов Махамбет, Мичурино района Бәйтерек, сел Подстепное, Барбастау и Жана Омир Теректинского района. После реконструкции улицы Шолохова, места пересечения транспортных и пешеходных потоков не уменьшились, а увеличились в несколько раз. Это вызывает недовольство горожан в социальных сетях, и эти протесты уместны. В рамках реагирования в акимат города были направлены соответствующие предложения, однако мер не принято. Что касается загородных, наиболее аварийноопасных трасс, то еще в 2019 году мы внесли предложение о переводе автодороги Уральск-Атырау с 3-й в 1-ю категорию, с установкой обязательного полосового устройства для распределения транспортных потоков, однако реализация задерживается. На сегодняшний день такого же решения требует участок автодороги Самара–Шымкент на территории области. При наличии разделительной полосы удалось бы избежать недавней трагедии, произошедшей на этой трассе, – отметил первый заместитель начальника ДП ЗКО.
Особого внимания заслуживает содержание дорог в зимний период. Ж. Жаншин сообщил, что за ненадлежащее содержание дорог владельцы привлекались к административной ответственности 25 раз, но и эта мера не дала никах результатов.
– В качестве примера, в ТОО «Казавтодорсервис» за прошедшую зиму было 50 единиц автомобилей (или 63%), потребность в норме составляет 85 единиц и при этом 21 неисправны. Не хватает снегоочистительной техники. Из 26 машин только 17 (или 65,4%), 5 из них имеют дефекты. Минувшей зимой для ликвидации гололеда было недостаточно инертных материалов и ГСМ. По результатам комплексного обследования в весенний период выявлена необходимость установки 266 дорожных знаков, работ по выравниванию дорог на 71 участке, ликвидации кустарников на обочинах, ограничивающих видимость и нанесения дорожной разметки на 13 нерегулируемых пешеходных переходах, управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог области выдано 19 предписаний, в отношении руководства возбуждено 5 административных дел по части 3 статьи 462 КоАП РК. В настоящее время указанные административные дела рассматриваются в суде. На исполнение работ по содержанию дорог заключены контракты с 8 подрядными организациями, которые не исполняют возложенные на них обязательства. В данном случае непонятна позиция управления ПТ и АД. Если подрядчики не исполняют условия контракта, почему продолжают работать с ними? – задал вопрос Ж.Жаншин.
В свою очередь заместитель акима области Тлепберген Каюпов сообщил, что в текущем году в области на ремонт дорог выделено 81,5 млрд тенге.
– По 55 проектам выделено 26,6 млрд тенге на 335 км дорог областного и районного значения и 39,2 млрд тенге на 129,4 км дорог республиканского значения. 981 км дорог республиканского значения находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. На содержание республиканских дорог в текущем году выделено 1,4 млрд тенге. Протяженность автомобильных дорог областного и районного значения составляет 4762 км (в хорошем и удовлетворительном состоянии 2210 км или 46%). Для проведения работ по текущему ремонту и содержанию 1620 км автодорог областного значения выделено 14 участков, данные работы осуществляют 9 подрядных организаций. При этом наблюдается нехватка спецтехники для содержания дорог в зимний период. На содержание дорог районного значения заключены контракты с 25 подрядными организациями (на содержание 3142 км. дорог по всей области выделено 562,7 млн тенге). Кроме того, на сегодняшний день в целях развития автодорожной отрасли области выделены значительные средства, реализуются многие проекты. В связи с этим подрядные организации имеют факты, наносящие ущерб состоянию автомобильных дорог вследствие перевозки дорожно-строительных материалов с перегрузкой и оказывают непосредственное влияние на безопасность движения транспорта, – рассказал Т.Каюпов.
Евгения Максимова,
газета "Приуралье"
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -