В Кении, Индии, Китае электронные кошельки вытесняют с финансового рынка пластиковые карты. По данным исследования BTS Digital, около 70% пользователей предпочитают электронные платежи. Объем рынка электронных кошельков в мире насчитывает 1 трлн долларов в год. В Республике Казахстан ситуация иная — большинство людей пользуются пластиковыми картами, а электронные кошельки скорее редкость и средство для развития финансовой системы в целом, способ повысить финансовую грамотность населения. Почему так происходит и смогут ли электронные кошельки вытеснить с рынка Казахстана пластиковые карты?
В развивающихся странах, Индии и Кении, развитию электронных кошельков способствовала низкая финансовая грамотность населения и недоверие к банкам. Электронный кошелек проще открыть: не нужен визит в банк, кредитная история, пластиковая карта и счет.
Дешевые смартфоны и доступный интернет — еще один фактор, сделавший электронные кошельки популярным платежным средством. Зачем с собой носить карточку, если все можно сделать через интернет в своем смартфоне? Здесь любые финансовые операции, платежи, сервисы и услуги.
IT-компании, разрабатывающие приложения, учли, что у недорогих смартфонов небольшой объем памяти. Вокруг электронных кошельков стали строиться экосистемы, объединяющие несколько сервисов в один, — получили популярность суперприложения.
Бизнес постепенно уходит в онлайн, что тоже подталкивает электронные кошельки к развитию. Локомотивами интернет-торговли и, соответственно, электронных платежей, стали технологические гиганты, например, Alibaba и Tencent.
В Китае ситуация чуть иная. Популярность электронным кошелькам обеспечили все те же смартфоны, доступный интернет, развитые экосистемы. Но при этом у развития финансового рынка Китая была особенность. Страна быстро превратилась из развивающихся в передовые и уже конкурирует с США, сделав мир биполярным. Банковская система не поспевала за экономическим ростом, поэтому пластиковые карты не успели стать популярными. Китай перепрыгнул этот этап развития, сразу придя к электронным платежным средствам.
В Республики Казахстан не было такого количества факторов, которые могли бы повлиять на развитие электронных кошельков, поэтому велика доля проникновения пластиковых карт. Это основное платежное средство, не считая наличных средств.
По данным Нацбанка РК, в октябре объем оплат через средства электронного платежа составил 100 млн тенге. Для сравнения: объем безналичных платежей и переводов денег составил 3,9 трлн тенге.
Но специалисты видят точки роста в развитии электронных кошельков. Сейчас пластиковые карты неравномерно распределены по территории Республики Казахстан. Ими пользуются преимущественно жители городов. Села и деревни могут стать «мостиком» к распространению электронных кошельков, но для этого нужен доступный интернет, смартфоны и удобные приложения, объединяющие несколько сервисов в один.
Руководитель платежной системы AituPay Арслан Ибрагимов комментирует ситуацию: «Нужно понимать, что в нашей стране многие не могут пользоваться банковскими картами. По разным причинам: наличие незакрытых кредитов, отсутствие финансовой инфраструктуры или высокий входной барьер в банковскую инфраструктуру. Это большая аудитория, которой мы даем инструмент для онлайн-оплат».
На данный момент нельзя сказать, что пластиковые карты уйдут с рынка и будут вытеснены электронными кошельками. Однако, чем дальше, тем больше выгодных предложений будет поступать от систем электронной оплаты.
На данный момент пластиковые карты удовлетворяют большинство потребностей казахстанцев. Это средство платежа в магазине, в интернете, через приложения, способ получения зарплаты. На пластиковую карту в том числе можно получить займ онлайн в Казахстане всего за 15 минут.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz